«Я — лидер», Феникс, 2007

…Настоящий Мастер обладает высокой чувствительностью, способностью предвидеть и прогнозировать ситуацию. Это важнейшее качество Мастера и Лидера дает возможность ему всегда быть готовым к развитию событий в определенном контексте, быть адекватным ситуации и принимать правильные решения. Настоящий Мастер и Лидер не может состояться до тех пор, пока «не наведет порядок внутри себя», т.е. не осознает свои внутренние предпочтения, состояния и ценности, не научится контролировать свое мышление и позитивно мыслить, не выстроит свои цели в определенном порядке. О таком человеке мы говорим, что он конгруэнтен, т.е. соблюдена его целостность. Другими словами, в нем отсутствуют внутренние противоречия. Он четко знает, чего он хочет. У него нормально функционирует «Эмоциональная Руководящая Шкала» (Э. и Дж. Хикс). Эмоциональная Руководящая Шкала – это наши эмоции, которые чутко отзываются на соответствие наших внутренних целей тому, что мы делаем в реальной жизни. И если первое противоречит второму, то наши эмоции носят негативный характер. И, наконец, настоящий Мастер и Лидер обладают способностью создавать именно то, что необходимо для достижения поставленных целей и проявляют настойчивость в вопросах, существенных для их достижения. Таким образом, наконец-то мы определились с тем, на развитие каких качеств вам следует обратить особое внимание, если вы всерьез решили быть лидером. Итак, в дальнейшем мы с вами будем говорить о «предвидении», «выравнивании», и «действии». Именно с такой моделью лидерства я и хочу вас познакомить в этой книге. И называется эта суперсовременная модель « Альфа-лидерство».

До сих пор мы с вами вели речь о лидерстве как свойстве личности одного отдельно взятого человека. Однако не надо забывать, что в современном мире не менее актуален вопрос о лидерских качествах той или иной организации.

Большинство принципов, справедливых для лидера – руководителя коллектива, справедливы также и лидера – индивида. В части второй мы познакомимся с новейшей моделью лидерства, разработанной специалистами по нейро-лингвистическому программированию. Эта модель откроет перед нами новые возможности по овладению навыками и стратегиями мышления, присущими настоящим лидерам в различных областях человеческой деятельности. Вы убедитесь в том, что она применима как к отдельной личности, так и к лидерству в организации. Внимательно изучите ее и постарайтесь найти ей практическое применение в своей жизни, Результаты не заставят долго ждать. Но прежде, чем приступить к анализу и изучению модели Альфа-лидерства, давайте поговорим о психологическом инструментарии лидерства, то есть о тех психологических знаниях и навыках, которые позволят вам оказывать необходимое влияние на людей.

Является очевидным тот факт, что любое взаимодействие между людьми происходит в процессе коммуникации. Следовательно, тот, кто в более высокой степени владеет навыками коммуникации, тот, кто имеет большее количество выборов реакции на событие, находится в более выгодном положении по отношении к другим участникам процесса. Лидер в обязательном порядке должен обладать этим качеством.

Одним из основных условий эффективной коммуникации является создание раппорта, то есть отношений контакта и доверия со своим собеседником или группой собеседников, если вы общаетесь с группой людей. Для создания раппорта вам необходимо присоединиться к своему собеседнику по максимальному количеству параметров: позе, жестам, словам, которые человек употребляет чаще других. Будьте внимательны к другому человеку и постарайтесь в своей речи и пантомимике отразить его. И уж во всяком случае, начинайте общаться с другим человеком с выражения согласия с ним, а не с критики и не с выяснения ваших с ним разногласий.

Более подробно о создании раппорта вы можете прочитать в литературе по НЛП. Этому вопросу, который мастерами нейро-лингвистического программирования признается одним из основополагающих, посвящено немало литературы. Если вы хотите достичь в этом вопросе совершенства, вам придется познакомиться с мета-моделью языка, с основными ключами доступа к информации, которую человек, возможно, пытается скрыть от вас. Вас ждет много интересных и полезных открытий на вашем пути!

Для успешного общения лидеру необходимо иметь хотя бы начальное представление о психогеографии. Ее суть заключается в рассмотрении закономерностей протекания процессов общения в зависимости от взаимного расположения партнеров по общению относительно друг друга. Психогеография отражает тот факт, что пространственные отношения между членами группы оказывают важное влияние на групповой процесс и процесс взаимодействия между членами группы. Таким образом, психогеография – важный инструмент лидерства.

Определенная расстановка мебели в помещении для собрания является метасообщением о виде взаимодействия между участниками встречи, которая будет здесь проходить. Стулья, расставленные по кругу, предполагают, что здесь будет проходить обсуждение какого-либо вопроса, и все участники собрания будут иметь одинаковый вес и значение. Если же стулья расставлены в ряды и перед ними стоит стол или находится сцена с президиумом, то такая расстановка предполагает пассивных слушателей и активных выступающих.

Таким образом, то, как вы расположите стулья при подготовке к собранию, может стимулировать ваших сотрудников к определенному виду деятельности. Например, мозговой штурм предполагает круговую расстановку стульев, планирование и «понимание» происходят более успешно при полукруге, когда внимание всех участников процесса направлено в одну точку. Расположение участников собрания в одну линию – наилучший вариант для критики или оценки.

Общая рекомендация заключается в следующем: внимательно продумывайте расположение участников собрания еще в процессе его подготовки. Для оптимального решения этой задачи, ответьте на следующие вопросы:

  • Какой тип отношений я хочу создать для участников этого собрания?
  • Какой динамики взаимоотношений я добиваюсь?
  • Какой тип обстановки будет наилучшим для создания этой динамики?
  • Как я расположусь относительно клиента или группы?

Не меньшее значение имеет знание законов психогеографии при личном общении. Важную информацию о характере взаимоотношений между партнерами по общению сообщают нам такие факторы, как расстояние между общающимися, их взаимное положение относительно друг друга. В психологии известно, что существует четыре основные дистанции общения: интимная зона (от 0 до45см), личная зона (от45см до 1 м), зона формального общения (1 м – 1,5м), и публичная зона. Чем ближе по отношению к вам расположился ваш собеседник, тем более доверительный характер носит ваше общение.

Если партнеры стоят лицом к лицу на близком расстоянии, эта психогеография создает прямое и достаточно интенсивное взаимодействие между партнерами. Если эти люди отойдут друг от друга на некоторое расстояние, то интенсивность взаимодействия между ними уменьшится. Если люди общаются друг с другом, находясь с боку друг от друга, как бы смотря в одном направлении, то такое взаимодействие характеризует их как партнеров или членов одной команды, сосредоточенных на одной задаче, а не друг на друге. Если один человек находится чуть в стороне и немного позади от другого, то он, скорее всего, чувствует себя в роли коуча или ментора первого. Сознательное планирование ситуации и взаимного расположения партнеров по общению дает возможность лидеру управлять развитием ситуации.

Еще один серьезный и важный момент в работе любого лидера, требующий психологических знаний, — это ведение переговоров.

Переговоры – это совещания, проводимые с целью выработки совместных решений в тех случаях, когда интересы сторон значительно расходятся. Успешно проведенные переговоры предполагают, что обе стороны остаются довольными результатами проведенных переговоров. Безусловно, искусство вести переговоры и получать в результате их нужный результат для лидера дорогого стоит. Спешу вас обрадовать: если вы до сих пор не очень успешно справлялись с этой задачей, не огорчайтесь! Этому можно научиться!

Ключевое умение в переговорах – это провести их таким образом, чтобы каждый участник получил то, что он хочет. Суть заключается в том, чтобы предположить, что наилучший способ получить желаемое – это гарантировать каждому участнику, что и он достигнет своих целей. Когда вы проводите переговоры, стремясь согласовать интересы всех участников, тогда другие участники становятся вашими союзниками, а не врагами. Согласование – это поиск области пересечения интересов и результатов.

Вы вступаете в переговоры потому, что ваши результаты отличаются друг от друга. Поэтому перед началом переговоров вам следует хорошо подготовиться и изучить возможные интересы сторон, участвующих в переговорах. Интересы, которые конфликтуют на одном уровне, могут быть разрешены на более высоком уровне. Об этом более подробно – в следующей главе.

Если вы зашли в тупик и человек отказывается предпринимать дальнейшие шаги в поисках взаимно удовлетворяющего решения, задайте вопрос: «Что должно произойти такое, чтобы вы согласились продолжать обсуждение проблемы?» или «При каких обстоятельствах вы были бы готовы продолжить переговоры?».

Прежде чем начинать переговоры, подумайте о своих ограничениях. Чем бы вы готовы были пожертвовать, уступив требованиям другой стороны, а чем жертвовать вы не согласны ни при каких обстоятельствах? Если вы не приготовитесь к этому заранее, то во время переговоров, начиная спорить с самим собой, вы сбиваете себя и оказываетесь в проигрышном положении. Подумайте о том, что вы будете делать в случае, если в процессе переговоров вам не удастся добиться желаемого.

Сосредоточьте свое внимание на интересах, а не на поведении. Важна проблема, а не люди. Взаимно удовлетворяющее решение будет основываться на модели победитель-победитель, а не на модели победитель – побежденный. Помните, что любой побежденный вами – это ваш потенциальный враг.

Очень важно заранее определиться с критериями достижения цели переговоров. По каким признакам в процессе переговоров вы будете понимать, что находитесь на правильном пути?

Добавить комментарий