«Успешный учитель — успешный ученик», Феникс, 2003

Глава 1. От общения — к успеху.

Компас по стране Общения.

В путешествие по этой стране мы возьмем с собой компас под названием нейро-лингвистическое программирование. Именно он покажет нам правильный путь в нужном нам направлении и не даст заблудиться, путешествуя без карты.

Нейро-лингвистическое программирование — это направление, основанное на моделировании известного нам опыта, существующего среди людей. Так, есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно общаться с другими людьми. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако, другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного общения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель — то построена исходя из того,что на самом деле делают успешные коммуникаторы, не осознавая этого.

Нейро-лингвистическое программирование стоит на трех китах, закодированных в самом названии. Частица «нейро»- говорит о том, что в основе нашего поведения лежит работа нервной системы, главным образом, головного мозга. Весь опыт, который мы получаем через свои органы чувств в течение жизни, сохраняется и закодирован в нервной системе. Под словом «опыт» мы понимаем в данном случае ту часть информации, которая воспринимается нами через органы чувств без участия слов в этом процессе.

Частица «лингвистическое» означает, что опыт может быть извлечен из нервной системы при помощи слова. Называя свой опыт словом, мы концентрируем свое внимание на этой части опыта и осознаем его. Например, как только вы прочитали слово «школа», можно предположить, что у вас возникает образ вашей школы вместе со всеми проблемами, ей присущими.

Слово «программирование» подсказывает нам, что наше поведение зависит от слов, которыми мы называем наш опыт. Любым словом, которое мы называем наш опыт, мы программируем наше поведение и задаем ему определенное направление. Если вы услышите об этой книге отклик, что это интересная книга, вы купите её и с интересом начнете читать, если услышите обратное мнение, то вам вряд ли захочется прочитать в ней хотя бы первую страницу.

Нейро-лингвистическое направление представляет собой довольно новую дисциплину, возникшую в семидесятых годах ХХ столетия. Но тем не менее, эта дисциплина заслуживает самого серьезного доверия, так как результаты, которые мы получаем, пользуясь её рекомендациями вполне доступны опытной проверке.

НЛП, главным образом, фокусируется на изучении мастерства. Причем те законы, которые открывает перед нами эта дисциплина — универсальны, поэтому мы можем успешно моделировать мастерство в различных областях человеческой деятельности: в обучении, в спорте, в воспитании, в бизнесе, в коммуникации и т. п..

Основная идея, на которой выстроены все модели НЛП, заключается в том, что для того, чтобы построить алгоритм любого действия, необходимо вначале разбить его на составляющие его шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого.

Законы, на которых выстроено моделирование в НЛП — универсальны, и поэтому работают в различных ситуациях. Этим объясняется широкое применение НЛП в различных областях человеческой деятельности.

Нейро-лингвистическое программирование поможет вам разобраться в хитростях эффективного общения, поможет выстроить такое поведение, которое сделает вас успешным учителем и успешным человеком. А чувство успешности всегда привносит радость и энтузиазм в нашу жизнь. Ну, а теперь — в путь!

Знаешь ли ты карту страны Общения?

Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может быть, уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более и что-то менее важное из вышеперечисленного в профессии учителя? Мой опыт работы в школе и наблюдения за работой коллег подсказывают мне, что многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, успешно справляются с задачей использования нового дидактического и методического материала, любят детей. Что же тогда мешает учителю испытывать настоящее удовольствие от выполняемой работы? Почему многие педагоги испытывают неудовлетворенность от своего пребывания на рабочем месте? Часто приходится слышать мнение, что причина этой неудовлетворенности скрывается в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться с тем, что труд учителя оплачивается удивительно низко. На такую зарплату трудно чувствовать себя уважаемым членом общества.

Но давайте представим себе, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами наконец-то получаем достойную заработную плату. Разве исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Есть ли основания утверждать, что вместе с повышением заработной платы качество работы учителя поднимется на новую высоту? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами в конце каждого месяца денег содержится секрет профессионального мастерства?

Послушайте сказку, в ней намек…

Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего огромное дерево старым тупым топором. Было ясно, что работает этот человек уже очень долго и очень устал. К тому же он был раздражен тем, что дело двигалось так медленно.

» Что ты делаешь?» — спросил мудрец.

» Не видишь разве, я работаю!» — раздраженно ответил лесоруб.

» Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя!- воскликнул мудрец. — «Заточи топор, и работа пойдет веселее.»

Но не стал слушать его лесоруб.

«Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!» — с нетерпением воскликнул он.

Учитель — представитель профессии, которая относится к системе «человек-человек», и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходится общаться с другими людьми. Чем эффективнее умеет общаться учитель, тем более профессионально компетентным специалистом является он, тем большее удовольствие получает он от результатов и даже самого процесса своего труда.

Давайте же отправимся в удивительную страну Общения и постараемся узнать, какие законы существуют в этой стране, каких правил придерживаются те граждане этой страны, которые чувствуют себя в ней уверенно и радостно.

В пути нам потребуется компас, который мы только что выбрали для себя — это нейро-лингвистическое программирование, которое поможет нам выстроить модель успешного общения и обучиться использовать её на практике. Вначале мы исследуем все «хитрости» успешного общения, узнаем все секреты успешных коммуникаторов, а затем и сами станем такими же замечательными коммуникаторами, что и сделает нас более успешными в нашей профессиональной деятельности.

 

 

Добавить комментарий